Республиканский семинар

10 февраля 2014 года в городе Ижевске в МБДОУ "ЦРР - д/с № 141" прошел республиканский семинар "Использование ресурсов Web 2.0  сервиса Google  в работе педагога дошкольного образования". 
Педагоги дошкольных учреждений республики познакомились с ресурсами WEB 2.0 сервиса Google, узнали о блоге, его видах, особенностях создания и функционирования. В практической части педагоги самостоятельно проектировали блог в игре «Создай свой Блог!». По результату голосования лучший блог был переведен в электронный вариант в презентации "Создай блог за пять минут!"

Выражаю огромную благодарность заведующему МБДОУ "ЦРР - д/с № 141" Фирсовой Татьяне Святославовне и старшему воспитателю МБДОУ "ЦРР - д/с № 141" Погосян Елене Александровне за помощь в проведении и организации семинара. Желаю Вам творческих успехов!

Предлагаю Вашему вниманию материал семинара.



I.                  Знакомство с ресурсами WEB 2.0 сервиса Google. Основные инструменты. Блог: виды, особенности создания, функционирования и основные возможности.
1.     Веб 2.0 – что это такое?
Ресурс Веб 2.0 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию. Современные сетевые сервисы (Веб 2.0) являются инновационным программным решением на базе Интернет, обеспечивающими возможность создавать контент (содержание) любому пользователю и управлять доступом к содержимому. Наиболее популярными сетевыми инструментами являются:
сервисы коллективного гипертекста (вики-среды) - Википедия, Летописи;
сетевые дневники (блоги),
средства создания анкет, проведения опросов, размещения и редактирования документов (сетевые офисы),
сервисы хранения медиафайлов: видео – YouTube, фото – Picasso,
программы on-line общения  -  видеосвязь, skype.
Развитие Веб 2.0 отличается большим личностным взаимодействием пользователей сети. Поэтому в сети Интернет все большую популярность приобретают живые журналы, социальные сети и блоги.  
2.     Веб 2.0 и Блог
Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Людей, ведущих блог, называют бло́ггерами. Совокупность всех блогов Сети принято называть -  блогосферой.
По авторскому составу блоги делятся на:
- личный (персональный, авторский, частный блог), который ведется одним лицом
- коллективный или социальный Блог, которые ведутся по правилам определяемыми владельцем или модератором.
- корпоративный Блог, ведущийся сотрудниками одной организации.
По тематике могут быть разной направленности, чаще всего выделяются группы блогов о политике, про здоровье, о спорте, и т.д. В том числе по образованию.
По наличию мультимедиа:
Текстовый Блог, фотоблог, артблог, музыкальный Блог, видео Блог, микроблог, основное содержание которого составляют небольшие кусочки цифрового контента, которые могут быть текстом, изображением, ссылкой, видеороликом.
По технической основе:
- автономный Блог
- Блог созданный на платформе (например, Живой журнал, живой интренет, Блогерр)
Блоги и программы их создания (движки) могут быть разными. Сейчас насчитывается до 100 сервисов предлагающих свои сетевые возможности для ведения онлайн-дневников. Но сегодня мы рассмотрим один. Его предлагают создатели поисковой системы Google.
3.     Возможности сервиса GOOLE
Компания GOOLEкрупнейшая в Интернете поисковая система принадлежащая компании Google Inc. Это - первая по популярности система, которая обрабатывает 41 милиард 345 милионов запросов в месяц, индексирует 25 милиардов вебстраниц, находит информацию на 195 языках мира. Поддерживает поиск документов формате PDF, RTFPostScriptMicrosoft WordMicrosoft ExcelMicrosoft PowerPoint и других.
Основатели компании назвали свою поисковую систему "Google". Это название создано на основе математического термина "гугол" (googol), обозначающего число, выраженное единицей со 100 нулями. С момента основания в 1998 году политика компании основана на поддержке пользователей. Удобство и быстрота поиска информации – все ориентировано на качественную работу всех компонентов, сервисов поисковой системы.
4.     Сервисы Google
Рассмотрим основные сервисы Google.
ДИСК
Позволяет создавать, редактировать, хранить и публиковать в Интренете документы: текст, презентации, таблицы, картинки, фото, формы анкет, видео. Объем диска – 14 ГБ. Возможность доступа к документам – независимо от рабочего компьютерного места. Необходимы точка выхода в Интернет, персональный компьютер.
КАЛЕНДАРЬ
Создавать календари, события, состояние свободного и занятого времени, приватность и конфиденциальность, возможность оповещать и приглашать коллег. Показать место положение мероприятия. Возможность приглашать большее число желающих. Отправлять СМС и электронную почту с приглашением, напоминанием о мероприятии.
Google +
Создание фотоальбомов, с возможностью разграничения доступа. Публикация фотографий, обработка фотографий.
YOU TUBE
Использование видеофайлов, поиск по тематическому принципу, возможность скачивания, опубликования.
КАРТЫ
Поиск, размещение, привязка адреса, мероприятия, снятой фотографии к определенному месту. Это можно использовать например при ознакомлении с природным ландшафтом, природными зонами и т.д.
 Blogger
Сервис для создания блогов. Это интернет дневник, где сообщения размещены в обратном хронологическом порядке. Последнее сообщение стоит первым. Есть возможность отметить публикуемые сообщение с помощью ярлыков. При поиске информации в блоге, поисковая система выводит на главную страницу все сообщения отмеченные определенным ярлыком. Например, ищем сообщения для родителей. И все сообщения имеющие ярлык «Для родителей», появляются в окне на главной странице. Причем принцип хронологии сохраняется, т.е последнее сообщение в данном ярлыке  будет первым.
При оформлении блога можно использовать различные гаджеты. В программном обеспечении гаджет (виджет) — небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию, например, прогноз погоды, фотослайды, календарь, список ссылок, визуальные закладки (картинки, логотипы сайтов с возможностью добавления ссылки). Есть гаджеты игровой направленности. Они ориентированы на снятие напряжения. Например, накорми рыбок.
Визуальную привлекательность блога можно настроить при помощи функций дизайн и шаблон. В шаблоне – настраивается наличие основного поля, наличие боковых панелей, ширина, цвет, шрифт, фон вкладок, изменение цвета при наведении, выделение цветом открытые ссылки и многое другое.
Каждое сообщение имеет внизу поле для комментариев. Посетители блога могут оставить свои высказывания по определенной информации. И здесь можно сказать с появлением блогов появилась новая субкультура – этика высказываний. Недопустимы высказывания противоречащие законодательству страны в которой работает Блог, недопустима ненормативная лексика. В некоторых странах, например в США Блог приравнивается к средствам массовой информации, в то же время являясь средством живого «разговора». По этому политика Блогер направлена на возможность управления комментариями в блоге. Их можно проверить, и если они соответствуют требованиям, допустить их к опубликованию.
Еще одной возможностью общения является форма обратной связи. Этот гаджет привязан к почтовому ящику. Пишите сообщение  и автор блога, сможет ответить на него персонально, приватно, на личный ящик.
 Кроме этого есть возможность поиска по блогу, установки часов, добавление других гаджетов, которые имеются в свободном доступе при оформлении в функции «дизайн».
Итак, Блог – это веб – страница имеющая привлекательный настраиваемый дизайн и определенный контент.
5.     Использование блога педагогами дошкольного образования в профессиональной деятельности.
Технологии Web 2.0 и использование сервиса Blogerr предназначены для совместной деятельности в сфере образования. Выделим следующие основные возможности для использования блога:
1.      Коммуникация – общение со всеми участниками образовалеьного процесса:  с детьми, родителями, с педагогами, обмен опытом, идеями, проблемами, новостями,
2.     Презентация и самопрезентация – демонстрация позитивного образа, имиджа.
3.     Социализация - создание, сохранение и развитие социальных связей – возможность личностного общение через видеоконференсвязь, с помощью комментариев, участие в обсуждении проектов, документов, программ, конспектов, новостей и т.д., совместное редактирование документов, обмен мультимедиафайлами, ссылками и закладками.
4.     Самообразование и образование – возможность получения возможности дистанционного обучения средствами интернет, получение консультаций, обмен методическими материалами, повышение педагогической квалификации.
5.     Продвижение идеи – тьюторские курсы, кружки, образовательные бесплатные и платные услуги, консультирование, проекты
6.     Исследования – анкетирование, опросы, платформа для проведения экспериментов, координирования действий участников эксперимента.  Оценка эффективности мероприятий.
6.     Особенности или привлекательность Blogа  в сервисе Blogger для педагогов сферы образования
Блог – это интернет журнал, состоящий из сообщений разной формы: текст, картинки, видео, презентации, таблицы, формы. Особенность блогов заключается в простоте создания, ведения и продвижения.
1.    Единовременное создание аккаунта (учетная запись пользователя, дающая право на пользование всех сервисов компании Google), через почтовый ящик: пользователь получает доступ к инструментам, имеющимся на платформе Blogger.
2.    Пользователь просто обращается к веб-серверу, прохо­дит процесс идентификации пользователя, через свой почтовый ящик, после чего он добавляет новую запись к своей коллекции. Сервер самостоятельно представляет инфор­мацию как последовательность сообщений, помещая в самом верху самые свежие сообщения.
3.    Ресурсы предоставляются бесплатно
4.    Не требует знания языка программирования или HTML языка.
5.    Наличие 15 ГБ памяти
6.    Нет привязанности пользователя к конкретному рабочему месту. Можно быть далеко от работы, но имея точку выхода в Интернет и устройство для работы (планшет, ноутбук)
7.    Возможность обсуждения, редактирования, составления общих документов.
8.    Создание социальных связей для продвижения и развития идеи, проекта, педагога
II.              Информационное сопровождение инновационной деятельности в дошкольных образовательных организациях на примере блога «Информатизация дошкольного образования».
Предыстория создания блога «Информатизация дошкольного образования».
1.                                       Рассмотрим, как происходит создание и развитие блога
Информатизация дошкольного образования – это инновационное направление деятельности дошкольных образовательных организаций, являющихся первой ступенью Российского образования. Особенностью информатизации в детском саду в отличие от школы, является то, что в последней центральным звеном информатизации стал кабинет информатики. Координатором информатизации является учитель информатики. Наличие компьютеров, программ и специалиста, умеющего работать с ИКТ, делает возможным стремительное развитие и использование информационных технологий в школьном образовательном процессе.
В дошкольных образовательных организациях существует проблемы:
- выбора технических средств обучения отвечающих особенностям дошкольного возраста,
- наличия сопровождения образовательного  процесса информационными ресурсами разработанных и адаптированных возрастным особенностям детей дошкольного возраста
- комплектования дошкольных организаций педагогами, владеющих IT – компетенциями.
Для координирования, накопления и трансляции успешного опыта информатизации дошкольных организаций был создан Блог «Информатизация дошкольного образования».
Цель: информационное сопровождение городского методического объединения по информатизации дошкольного образования  г. Глазова
Задачи:
1.      Формирование теоретических, методических и практических IT – компетенций педагогов при информатизации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
2.      Информационное сопровождение образовательного процесса с использованием IT  решений.
3.      Формирование у педагогов представлений и опыта работы с  современным оборудованием: ноутбуки, проекторы, интерактивные устройства и т.д.
4.      Использование в профессиональной подготовке педагогов возможностей сайта «Информатизация дошкольного образования».
Блог «Информатизация дошкольного образования» является: 
- сопровождением методического городского объединения педагогов – новаторов, использующих в своей работе информационные технологии;
- средством накопления и распространения в педагогическом сообществе информационных ресурсов образовательного процесса;
- организационной платформой для повышения квалификации педагогов: организация и сопровождение участия в конкурсах, семинарах, вебинарах;
- консультантом в вопросах нормативно – правового сопровождения информатизации дошкольного образования;
- инструментом интерактивного взаимодействия педагогов с помощью опросов, форм обратной связи, анкет, он – лайн голосования.
Методическое городское объединение педагогов использующих информационные технологии – это возможность педагогов обмениваться успешным опытом по внедрению и использованию IT-решений в дошкольном образовании. Для информационного сопровождения методического объединения был создан Блог «Информатизация дошкольного образования» в бесплатном сервисе Google Blogger.
Стратегия развития проекта блога «Информатизация дошкольного образования» реализуется во взаимосвязи с Республиканской целевой программой «Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011 – 2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 01.11.2010.№ 322; реализации «Программы информатизации МБДОУ д/с № 40 на 2012 – 2015 годы» и годового планирования методического объединения «Информатизация дошкольного образования».
Основные блоки и логика изложения материала основаны на развитии четырех основных ресурсов информатизации дошкольного образования: нормативно – правового, кадрового, материально – технического и информационно – образовательного.
Материалы блога классифицируются с помощью «Ярлыки сообщений»: «ЭОР», «ТСО», и т.д. Сообщения объединенные одной темой размещаются на страницах (ФГОС, Планы, Infodoy, Новости и .д.). Размещение авторских электронных материалов педагогов в блоге «Информатизация дошкольного образования», таких как разработки совместной образовательной деятельности, доклады, выступления, презентации, фотографии, анкеты, нормативные документы и т.д. размещаются при согласии на публикацию.
Ресурсное обеспечение проекта:
Научно – методическое обеспечение:
- функционирование творческой группы по функционированию, развитию и наполнению содержанием проекта «Блог «Информатизация дошкольного образования».
- развитие системы методических консультаций по внедрению информатизации в дошкольное образование: проведение семинаров, вебинаров, тренингов.
- формирование сети блогов и сайтов педагогов дошкольного образования для обмена опытом.
Информационное обеспечение:
- формирование банка инновационных идей педагогов дошкольного образования города Глазова.
- мониторинг развития информационной наполняемости блога (блогов)
- трансляция положительного опыта для педагогической общественности города, республики, России.
Кадровое обеспечение:
- методическая помощь в организации образовательного процесса с ИКТ: семинары, консультации, тьюторские курсы повышения квалификации,
- участие педагогов дошкольных образовательных организаций в конкурсах, научно – практических конференциях, вебинарах и т.д. в IT – сфере.
Материально – техническое обеспечение:
- создание условий для успешного использования современных технических средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста: обучающие семинары, консультации, взаимодействие с представителями фирм – производителей в области IT в образовании.
Ожидаемые результаты проекта «Блог «Информатизация дошкольного образования».
1.      Распространение инновационных методических разработок по информатизации в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций: банк инновационных идей.
2.      Создание сети блогов, сайтов творческих педагогов дошкольного образования города и республики аккумулирующих лучшие практики внедрения информационных технологий.
3.      Формирование внешних связей и взаимодействие с образовательными организациями города и республики: детские сады, факультет дошкольного образования ФГОУ ВПО ГГПИ им. Короленко, автономное учреждение Удмуртской Республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования».
2.     Трудности развития блогосферы
Анализ проекта «Блог «Информатизация дошкольного образования» выявил главную проблему – низкая пользовательская активность. Если посмотреть по счетчику посещения блога можно судить о посещении в течении дня: от 10 до 50 посещений. Блог работает около 5 месяцев. За это время не было ни одного комментария. Блог живет тогда когда появляются новые сообщения и когда есть отклик от посетителей, обратная связь.
3.     Основные ошибки начинающих блогеров.
1.     Не установлен счетчик посещения сайта
2.     Отсутствует гаджета  «Комментарии»
3.    Не сбалансировано количество текста с размером страницы: или очень много, или 2-3 строчки

Предлагаю Вам игру «Создай свой блог!»
Условно разделимся на три команды. Есть три варианта блога: личный, творческой группы, организации. На листе чистой бумаги напишите цель Вашего блога, основное содержание, аудитория, дизайн, описание блога для пользователей.
Итак, предлагаю Вам выбрать из созданных на бумаге тот блог, который больше нравится.
Сейчас мы в режиме он – лайн создадим блог в сервисе Blogger
Создаем аккаунт, почтовый ящик. Создаем блог. Название. Дизайн. Шаблон. Пишем новое сообщение - приветствие. Вставляем картинку, видео, гаджеты.
Посмотрите, какой блог за 5 минут у нас получился.

Уважаемые коллеги!

Комментариев нет: